Взгляд на личность Петра Великого сквозь призму отечественной живописи

Автор поста:

Фролова Юлия, студентка 3-го курса факультета исторического и правового образования ВГСПУ

* все мультимедийные источники (изображения, видеофрагменты и т.д.) взяты из открытых источников

В многовековой истории нашей страны немало имён, которые известны не только на родине, но и за рубежом. Таким является и Пётр I – одна из важнейших личностей в русской истории. Масштабы его деятельности очень велики. Фактически царь (император с 1721 г.) полностью преобразовал страну по собственной воле и провел масштабную модернизацию страны, которая затронула не только основы политической системы, но и все сферы общественной жизни. Большинство историков едины в своих выводах: Пётр I – тот человек, благодаря которому Россия вышла на новый уровень развития, стала государством, заставившим считаться с собой другие державы.

Эпоха Петра I насыщена яркими событиями, которые, безусловно, находили отклик в изобразительном искусстве. Оно стремилось обозначить отношение к личности царя-реформатора в самых разных формах: от традиционного в XVIII веке портрета до театрально-условного в живописи рубежа XIX-XX веков. Примечательно, что только в один исторический отрезок — начало, первая половина XIX века — образ Петра менее других привлекал внимание живописцев. Это объясняется сущностью исторического момента: в условиях, действовавших в то время, происходила смена национального героя, каковым до этого являлся царь.  Отечественная война 1812 г. явилась тем событием, которое на место героя выдвинуло не великого самодержца, а простого человека, мужика, перед которой дрогнули непобедимые войска Наполеона. Восстание декабристов, трагически завершившееся в 1825 году на Сенатской площади, также не способствовало повышению популярности образа царя. После подавления декабристского движения в России преследовалось всякое свободомыслие, поэтому естественно, что в таких условиях личность царя не могла привлекать живописцев [5, с. 6].

С изображениями Петра I на портретах и картинах утверждается образ человека, который призван служить делам земного благоустройства. Вообще портретное искусство в России начинает развиваться именно в Петровскую эпоху и в изображениях главной персоны этой эпохи обретает свои основные типологические разновидности [4, с. 85].

Первые портреты Петра были созданы при жизни царя, причем работали над ними иностранные и русские художники. Создание живописных портретов и исторических картин были призваны запечатлеть облик и деяния правителя. Это требование диктовалось в рамках придворного этикета, который был принят при всех европейских дворах в XVIII веке. Первый портрет был написал французским живописцем, также облик государя был увековечен на картинах голландского художника, после чего Петр пожелал, «чтобы и из нашего народа были добрые мастера», после чего приближенным портретистом государя наряду с иностранными художниками становится Иван Никитин. Он является автором знаменитой картины «Петр I на смертном ложе» (1725 г.), которая находится в собрании Государственного Русского музея. Портрет заключает в себе всю грусть и тоску, вызванную смертью государя. Он окрашен в жалостливые и сочувственные тона, потому как был написан с усопшего императора и тем самым содержал скорбящие ноты [5, с. 8].

И. Никитин. «Петр I на смертном ложе». 1725 г. [2].

Важно упомянуть про живопись, которая отражает в себе события, связанные с приходом Петра I к власти. Здесь необходимо рассмотреть гравюру Василия Верещагина «Цари Иоанн и Пётр Алексеевичи. Правительница Софья Алексеевна», датированную XIX веком, и в сравнении с ней привести картину французского живописца Карла Штейбена «Пётр Великий, спасаемый матерью от ярости стрельцов». Данные живописные изображения олицетворяют обстоятельства, в которых юный наследник, растерянный от происходящей жестокой борьбой за власть, но не теряющий самообладания и уверенности, готов стать тем сильным правителем, который преобразит Россию и придаст ей статус великой державы [3].

Важно сделать акцент на картины, которые заключают в своей живописной идее образ сильного, полновластного правителя, самодержца, временами жестокого, но справедливого. Это произведения Алексея Антропова «Портрет Петра I» 1770 г. (рис. 1), Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» 1871 г. (рис. 2), Александра Бенуа «Размышления Петра Великого об идее строительства Санкт-Петербурга на берегу Балтийского моря» 1916 г. (рис. 3), Сергея Кириллова «Пётр I» 1982-1984 гг. (рис. 4). Вложенный в эти картины смысл позволяет даже неподготовленному зрителю вообразить себе всю мощь и силу первого российского императора, его властный образ и твердость характера [1].

В русском искусстве XIX века существовали произведения, значение и важность которых, если мы рассматриваем их как символы и знаки времени, превышает их действительную художественную ценность. К ним относятся, в частности, картина А.Г. Венецианова «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» (1838 г.) У данного автора эта картина является единственным произведением на историческую тему. Актуальность картина получила в связи с ее недавно (в 2006 г.) завершившейся реставрацией, которая значительно видоизменила ее облик, что привело в некоторое замешательство искусствоведческое сообщество [4, с. 86].

А.Г. Венецианов. «Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга». 1838 г.

Петровской эпохи интересовался и Станислав Хлебовский в своей картине «Ассамблея при Петре Великом» 1858 г. (рис. 5). В начале 70-х гг. личность Петра I привлекла внимание Г.Г. Мясоедова, что отражено в произведении «Дедушка русского флота» 1871 г. (рис. 6), которое находится в Государственном музее искусств Узбекской ССР.  Интерес проявили и такие художники, как П. Шамшин («Пётр Великий спасает утопающих на Лахте», 1844 г.) (рис. 7), В.И. Суриков («Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге», 1870 г.) (рис. 8).  Несколько картины 1872 г. были выполненных молодым художником по заказу известного промышленника М.К. Сидорова («Утро стрелецкой казни» 1881 г.) (рис. 9) [4, с.87].

Живописцев захватывали именно сложность времени Петра и драматический характер его реформаторской инициативы. В своих произведениях о петровском времени деятели искусства благодаря различным художественным приемам создавали поразительный эффект присутствия главного героя, буквально вызывая тени прошлого и словно подчеркивая близость современных ему событий тем временам, когда Петр I, по словам поэта, «Россию поднял на дыбы».

Список источников и литературы

  1. Образ Петра I в живописи // Культура Петербурга [сайт].  URL: https://aria-art.ru/0/P/Pjotr%20I/1.html  (дата обращения: 02.04.2022).
  2. Петр I Великий. // [сайт]. URL: https://петр1.рус/галерея/ (дата обращения: 02.04.2022).
  3. Петр I в живописи и литературе. // [сайт]. URL: https://aria-art.ru/0/P/Pjotr%20I/1.html (дата обращения: 02.04.2022).
  4. Хуан Мин-Хун. Образ Петра I в русском искусстве. // Вестник Московского университета. – М.: 2009. — С. 85-88.
  5. Хуан Мин-Хун Образ Петра I в русском изобразительном искусстве XVIII — начала XX века: дис. канд. искусствоведения наук: 17.00.04. — Москва, 2010. — 158 с.

Комментарии

Добавить комментарий