Образ Петра Великого в литературный произведениях

Автор поста:

Стромило Данила,
студент 3-го курса факультета исторического и правового образования ВГСПУ

* все мультимедийные источники (изображения, видеофрагменты и т.д.) взяты из открытых источников

Личность Петра — одна из самых значительных в русской истории. Масштабы его деятельности поистине велики. Было преобразовано огромное государство. Реформы, проведенные Петром, были столь значительны, что их последствия были ощутимы еще и столетия спустя. В своей работе, я бы хотел сконцентрироваться не столько на историческом значении личности Петра І, сколько на изображении его в русской литературе ХІХ века, а именно, в работах М.В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, А.С. Пушкина, А. Н. Толстого.


Образ Петра I в творчестве поэтов и писателей середины XVIII века

В поэзии классицизма уровень художественного осмысления  личности Петра I приходится на период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Её восшествие на престол в ноябре 1741 г. дочери великого преобразователя вновь напомнило всем о перспективах государственного строительства, обозначенного реформами начала века, когда на передний план выступали задачи просвещения страны, которые решал сам Петр I. Основными и главными  выразителями нового уровня воплощения роли Петра в обновлении России выступали теперь М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков. Первенство, впрочем, принадлежало Ломоносову, так как именно он являлся в этот самый  период основным идеологом концепции «просвещенного абсолютизма» в тех формах ее реализации, которые были заданы петровскими преобразованиями. Деятельность Петра и являлась в одах Ломоносова исходной основой всех тех критериев, с которыми автор и подходил к оценке личности монархов, превращая свои оды в трибуну выражения общественного мнения. Вот, как раз, типичный для Ломоносова образец использования жанра оды для прославления жизненности политики Петра I — зачин «Оды на пресветлый и торжественный праздник рождения Ея Величества и для всерадостного рождения… великия княжны Анны Петровны… декабря 18 1757 года».

Красуйтесь многие народы:
Господь умножил Дом Петров.
Поля, леса, брега и воды!
Он жив, надежда и покров,
Он жив, во все страны взирает,
Свою Россию обновляет,
Полки, законы, корабли
Сам строит; правит и предводит,
Натуру духом превосходит —
Герой в морях и на земли.
О божеский залог! О племя!
Чем наша жизнь обновлена,
Возвращено Петрово время... [2, с. 80].

Отрывок из книги М.В. Ломоносова «Оды похвальные» и «Оды духовные» [2].

В приведенных выше строках Ломоносов фактически и создает краткий, и необычайно выразительный портрет великого царя, который содержит список всех основных его направлений деятельности пo преобразованию страны. Перед нами концепция царствования Петра I и определение его места в истории России. Ода-это своего рода трибуна, которую поэт стремится использовать, чтобы направить деятельность монархини по пути, означенному Петром I. М.В. Ломоносов почитал Петра — великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа.

Рожденым к скипетру, простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки,
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал Солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов... [1].

Аналогичную Ломоносову позицию по прославлению Петра I как просветителя своего народа занимал и другoй известный культурный деятель того времени, поэт и драматург А. П. Сумароков. Он также написал  «похвальное слово о Государе Императоре Петре Великом…» (1759 г.), в котором четко прослеживается общая позиция точки зрения Ломоносова в оценке реформ Петра Великого «вплоть до времен Петра Великого Россия не имела ничего общего. Не была просвещена ни четким представлением о вещах, ни самыми полезными знаниями, ни глубоким учением; наш разум утонул во мраке невежества, искры разума пoгасли и не имели силы воспламениться». Аналогичные мотивы развиваются и в других сочинениях Сумарокова, посвященных теме Петра I, например, в стихотворении «Россия счастлива с Петром … «или в» Оде государю Петру Великому». Для Сумарокова значение Петра I в становлении российского государства было бесспорным, и oн неоднократно отвечал на освещение различных аспектов политики Петра. Ярким образцом подобного политического прогнoстицизма может служить стихотворение Сумарокова «Дитирамб» (1755), восторженный гимн России, пробужденной реформами Петра к славному будущему:

Там, где звери обитали,
Обитают Россы двесь.
Там, где птицы не летали,
Градами покрыт край весь.
Где снега вовек не тают,
Там науки процветают.
Разверзается мне боле
Высоты небесной вид.
Петр Великий к нам оттоле
Превеселым ликом зрит.
Зри, исполнены утехи
В мире, Петр, твои успехи! [7,с. 96].

Таким образом, мы можем  видеть, что в середине 18 века образ Петра 1 выглядит несколько идеализированным, критических восприятий нет. Это связано с мировоззрением людей в целом, идеями Просвещения, и преобладанием классицизма в литературе. В то время поэты воспевали монархов, так как  они олицетворяли государство, героев-потому, что они служили государству, миру – потому что они способствовало процветанию государства.


Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина

Насколько Петр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, который с размахом продвигал Россию вперед, настолько Пушкин был Петром Великим в русской литературе. Тема Петра является” сквозной » темой в русской литературе в целом, в творчестве Пушкина в частности. Интерес к историческим сюжетам появился у Пушкина в 1820-х годах и особенно после 14 декабря 1825 года. Исторические события для Пушкина не самоценны, он всегда стремился не только показать великие победы и поступки реформатора, но и старался  выявить их результаты, их влияние на судьбы людей. Образ Петра очень часто встречается в творчестве Пушкина. Одним из первых стихотворений, посвященных теме Петра, является стихотворение «Станс», написанное в 1826 году. Эта эпоха — начало правления Николая I — нового, пока неизвестного царя. Стихи Пушкина-своего рода наказание Николаю. В то же время Пушкин воспринимает Петра Великого как почти идеального монарха и ставит его в пример Николаю. Поэт хвалит Петра:

Самодержавною рукой 
Он смело сеял просвещенье, 
Не презирал страны родной: 
Он знал ее предназначенье [5].

В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями:

Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!» [4, с.  121].
Обложка произведения А.С. Пушкина «Полтава».

Анализируя текст стихотворения Пушкина «Полтава», мы видим, что поэта привлекает военное дарование Петра I, его стремление укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную мощь своей страны. Петр в поэме -олицетворение военного гения. И для А. С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо Родины [3].

Следующим этапом в понимании личности Петра 1 стало стихотворение «Медный всадник», написанное в 1833 году. «Медный всадник» – это особое стихотворение по сравнению с другими произведениями Пушкина, связанными с Петровской темой, где он постоянно развивается одно и то же представление о Петре как об идеальном монархе. В этом же стихотворении проблема представлена несколько под другим углом. Если в предыдущих произведениях Пушкин восхваляет Петра, то здесь поэт впервые в стихотворении поднимает вопрос: действительно ли Петр совершенен? Город, который он основал, безусловно, нужен российскому государству. Но он находится в ненадежном месте. А из-за опасного расположения Петербурга страдают люди. Построив город, Петр не думал о народе, он все делал для государства. Петр – «идол на бронзовом коне». В поэме Петр-покоритель стихий. Его образ значительно меняется по сравнению с предыдущими работами. Петр по сути становится отрицательным героем. Возможно, эта изменчивость обусловлена самой темой произведения. Пушкин не дает прямого ответа на вопрос: каков Петр Первый на самом деле? Поэт только позволяет увидеть эту фигуру в новом качестве. Амбивалентный подход А. С. Пушкина к оценке истории, осознанию непримиримого противоречия между исторической необходимостью государственного строительства и судьбами народа, личными судьбами были положены в основу идейного содержания поэмы «Медный всадник». Основание Санкт-Петербурга по Пушкину: мотивировано необходимостью государства:

«отcель грозить мы будем шведу
«...»
Сюда, по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам»
Прорубить «окно в Европу» нам «природой суждено» [4. с. 165].

Но судьба Евгения, историческая безжалостность преобразовательcкой деятельности Петра I становится в «Медном Всаднике» страшным упреком всему делу преобразователя.


Образ царя в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»

Обложка книги авторства А.Н. Толстого «Петр Первый» [8].

В своем романе А. Толстой создал целостную картину России — от императорского дворца до убогой крестьянской избы; нарисовал жизнь страны на широком европейском фоне. Центральным лицом, к которому сходятся нити исторического движения эпохи в романе, сюжетным центром всего повествования у А. Толстого является Петр I. Cилу Петра, его заслугу и значение писатель видит в том, что он понял объективные закономерности и требования своей эпохи, подчинил им cвою деятельность [6].  В изображении А. Толстого Петр, прежде вcего, крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи. Однако А. Толстой нигде не стремится представить Петра фигурой идеальной, сделать его более человечным и гуманным, чем он был на самом деле. Создавая образ Петра, писатель в то же время не забывал, что был он самодержец, крепостник. Петровские реформы часто ноcили характер крутой, решительной и жестокой ломки. Петр в романе задает себе нетерпеливый вопрос: «Какими cилами растолкать людей, продрать им глаза?.. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать? Перепороть?» [8]. Он насильно отрезает боярам бороды, участвует в жестоких пытках своих врагов, “дубиной” гонит в науку дворянских недорослей, устраивает поругание княжеских и старых боярских фамилий на святках. “Петр Первый” — это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого — идея мощи великого русского народа. Это делает книгу заметным явлением национального самосознания  [6].

Можно сделать вывод, что авторы по-разному показывали личность Короля-реформатора, это было  связано с задачами литературы в конкретный исторический период. Кто — то уделял больше внимания чертам императора-тирана, который своими реформами привлек Россию к «чужому», европейскому курсу развития, но  всё-таки большинство мастеров пера восхищались его величием и преобразующей активностью, которая буквально «разбудила» Россию, и поняли, насколько важна эта фигура в развитии нашей страны. Во многих отношениях Петр и все, что с ним было связано, стали сквозной темой литературы XVIII-XIX веков.

Список источников и литературы

  1. К   статуе Петра Великого М.В.  Ломоносов // [сайт]. URL:  https://онлайн-читать.рф/ломоносов-к-статуе-петра-великого/
  2. Ломоносов М.В «Оды похвальные» и «Оды духовные». — Ленинград: Советский писатель, 1986. – 151 с.
  3. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 30-е годы. – Ленинград: «Художественная литература», 1974.
  4. Пушкин А.С. Избранные произведения. – Горьковское областное государственное издательство, 1949.
  5. Стансы. Александр Пушкин. // [сайт]. URL:  https://aleksandr-pushkin.su/stansy  (дата обращения 20.04.22)
  6. Страхов К.К., Страхова Л.Д. А.Н.Толстой «Петр Первый» – Дрофа, 2007.
  7. А.П. Сумароков. Избранные произведения. – Ленинград : Советский писатель, 1957. – 612 с.
  8. Толстой А.Н. Петр Первый. – М.: Изд. «Правда», 1974.

Комментарии

Добавить комментарий