Образ Петра I в гравюрах современников

Автор поста: Циганкова Анна

* все мультимедийные источники (изображения, видеофрагменты и т.д.) взяты из открытых источников

История развития гравюры в Российской империи неразрывно связана с личностью Петра I. В эпоху отсутствия массового тиражирования газет (первая российская газета «Ведомости» появилась в 1703 г.), гравюра стала способом информирования людей, а как следствие, и способом распространения государственной идеологии. На наш взгляд, гравюра петровской эпохи является одним из главных источников того времени, согласно которому можно судить о позиционировании Петра I в глазах всей империи.

Отправной датой в истории петровской гравюры можно назвать 1698 г., когда по замыслу Петра I в Москве в Оружейной палате создаётся мастерская для печати гравюр светского характера. Что для того времени была достаточно революционно, ведь до петровского времени гравюра была частью духовной жизни, а именно иллюстрировала или украшала церковную книгу. Таким образом, гравюру этого времени можно соотнести с ведомостями, так как «Фигурные листы» с гравированным текстом и выразительными эмблемами создавались сразу по прошествии события — по личному распоряжению Петра и по инициативе самых важных и влиятельных людей его времени. Создавались планы осад и штурмов крепостей, виды баталий, карты военных сражений, планы архитектурных построек и многое другое. [3, С. 260-261]

По сравнению с Западным искусством в петровскую эпоху гравировалось мало портретов, главными темами становились действия, а не лица. «Ни один из последующих периодов в истории русской гравюры не знал такого разнообразия тем, такого широкого охвата современности, как петровский». [2, С. 5-6]

Но если быть точнее, говоря о малом количестве портретов, мы говорим о портрете в привычном понимании этого жанра. Личности изображаются, но становятся не центральной фигурой повествования, а частью событий и действий, о которых необходимо сообщить стране.

Благодаря работе Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в нашем распоряжении есть огромное количество отсканированных гравюр Российской Империи, начиная с XVIII в.  Проанализировав гравюры Петровской эпохи, мы обнаруживаем ряд общих характеристик, которые могут многое сказать о восприятии Петра I его современниками.

Одними из самых значимых гравёров этого времени стали Зубов Алексей Федорович и Пикарт Питер, работы которых и будут рассмотрены в данной статье.

Пикарт Питер получил образование и первое время работал в Голландии в мастерской известного гравёра А. Шхонебека (Схонебека), но большую часть своей жизни работал в России, сначала в Оружейной палате, затем в гравировальной мастерской при Московском Печатном Дворе и в Санкт-Петербургской типографии. Большинство его работ изображают батальные сцены, планы сражений, карты и чертежи кораблей. При изображении портретов он также не отходит от специфики своих изображений, и в работе «Апофеоз воинской славы Петра» 1717г. мы видим изображение Петра I, стоящего на постаменте с изображением баталий, в окружении портретов русских царей и князей, за ним — цепь, составленная из планов взятых крепостей. Таким образом, мы видим Петра в окружении всего его величия и достижений. В основании гравюры мы видим изображения двух фигур, при ближайшем рассмотрении в них можно обнаружить фигуру пленного европейца и крепостного, что, по-видимому, символизирует тех, на ком стоит строящаяся Великая Империя. Вертикальная ориентация изображения и расположение Петра I как композиционного центра в верхней части работы подчёркивает величие будущего императора, а божественный свет и венчание Петра служат символами законного наследования власти и богоизбранности государя. Вспоминая биографию юного Петра, который в детстве рос в условиях борьбы за власть между семьями Милославских и Нарышкиных, становится не удивительным такое внимание к изображению законности власти во многих гравюрах с изображением Петра.

Подобная тема продолжается в работах Зубова Алексея Федоровича. В начале своей карьеры обучался иконописи в Оружейной Палате, а затем, как и Пикарт, учился гравированию у А.Шхонебека. В своих работах Зубов тоже изображал схожие с Пикартом сюжеты, однако, помимо карт и баталий, художник выполнял и композиции на библейские сюжеты, что, конечно, не могло не сказаться и на изображениях Петра I.  Как и Шхонебек, Пикарт и другие мастера Оружейной палаты, Зубов выполнял свои работы с нагромождением различных символов и аллегорий. Например, «Портрет Петра I» 1718г., выполненный в стиле Барокко. Его смысл схож с работой «Апофеоз воинской славы Петра» — указать на величие и законность власти будущего императора. Используется также аллегория с божественным светом и ангелами, которые коронуют Петра.

В своих гравюрах Зубов создаёт как бы иллюстрации ко всем эпитетам и восхвалениям, созданными авторами предисловий различных книг, которые издавались в это время: «богом венчанный, укрепляемый и прославляемый, священнейший монарх»; «благочестия поборник и разоритель идолослужения»; «неусыпающий в бранях воин-победитель на земле и на суше, любитель мудрости и основатель красоты и славы своего отечества» и тому подобное.

В работе «Карта Европы» нач. 1720-х Зубов изображает портрет Петра I в окружении своей армии, снизу расположились поверженные казаки, а сверху на пиках можно обнаружить форму поверженных стрельцов и казачьи головы. Весьма жестокое изображение показывает то, что Петр I ради благой цели, ради возвышения государства на политической арене, был готов пролить много крови и пойти на огромные жертвы.

После смерти Петра I искусство гравюры в Российской империи переживает кардинальные изменения, полностью приближаясь к портретной живописи. Этот скачок был необычайно резким и с начала 30-х годов в портретах Петра мы уже не видим того количества аллегорий и той самой помпезности, присущей авторам петровской эпохи. Это было связано с тем, что в 1727 году петербургская типография закрылась, и гравирование сосредоточилось в Академии наук, в «Грыдоровальном департаменте», куда были приглашены иностранные мастера. Петровские граверы, в том числе и братья Зубовы, остались довольно скоро без службы и жалованья. Вынужденные перебиваться случайной работой, они покидают Петербург и делают гравюры главным образом религиозного содержания, часто просто копируя иностранные образцы. Теперь официальная гравюра сводится по существу к парадному портрету. [3]

Таким образом, гравёры начала XVIII века изображали Петра I с использованием большого количества аллегорий для подчеркивания законности власти будущего Императора и максимально подчёркивали его военные и политические заслуги. Изображение портретов в несвойственной для портретного жанра манере (на картах, планах сражений и т.д.) давало множество возможностей для популяризации личности Петра среди народа и доказательства его заслуг. Изменение традиции изображения портретов после смерти императора стало закономерным процессом в пропагандистской политике государства.

Список источников и литературы

  1. Александрова Н.И. Русская гравюра XVIII — начала ХХ века//Очерки по истории и технике гравюры. М., 1987, с.549 – 569 URL: http://www.russianprints.ru/publications/rusgrav18-19.shtml
  2. Коростин А. Ф. и Смирнова Е. И. Русская гравюра XVIII в. М., 1952, стр. 5-6.
  3. Макаров В.К. Из истории петровской гравюры (походная гравировальная мастерская 1703-1704 гг.) // Книга. Исследования и материалы. М., 1961. Сб. 4. С. 260-272.

Комментарии

Добавить комментарий