Отдельные аспекты развития культуры в период правления Петра Великого

Автор поста:

Сосницкая Олеся, студентка 3-го курса факультета исторического и правового образования ВГСПУ

* все мультимедийные источники (изображения, видеофрагменты и т.д.) взяты из открытых источников

Имя Петра Первого вошло в историю России как человека, с чьим правлением связаны грандиозные и великие преобразования в Российской империи. Именно во времена его правления Россия претерпела огромные изменения и в науке, и в технике, и в экономике, и в области культуры.  

При Петре I Россия стала значимой на международной арене, о ней узнали многие страны Европы.  Все реформы, произошедшие в этот период, являются основанием, чтобы считать его поистине императором, так как он проявил выдающиеся способности, как экономиста, политика, дипломата. Ведь титул Российской империи наша страна заслужила именно во время его правления.

Деятельность этого великого человека так многогранна и так сильно повлияла на историческое развитие России, что до сих пор существуют споры и дискуссии относительно того, как можно оценить те или иные преобразования Петра I.

Как великий правитель, Петр Первый был вынужден преодолевать значительное сопротивление, которое он встречал в ответ на вводимые им реформы и изменения. Иногда оно было столь велико, что ему приходилось прикладывать существенные усилия для того, чтобы сломить те предрассудки и пережитки прошлого, которые он встречал на пути своих реформ.

Будущий великий правитель родился 30 мая 1672 года. Его матерью была Наталья Кирилловна Нарышкина. Отец – царь Алексей Михайлович Романов. На формальном уровне Петр Первый осуществлял свое правление одновременно с братом Иваном. Но здоровье Ивана не позволяло ему принимать какое-либо значительное участие в политической и экономической жизни страны. И фактически Петр правил единолично.

Итак, великий преобразователь и реформатор Петр Первый совершенствовал многие области человеческой деятельности, в том числе его реформы коснулись и области культуры. Отличительной чертой изменений, касающихся культурной сферы, можно назвать приобретение этой сферой светских черт. Этот процесс получил название «обмирщение».  Если раньше искусство было неразрывно связано с Божественным началом и Божьей благодатью, то во времена правления Петра Первого она стала все больше выходить за эти пределы и приобретать более приближенные к обычной жизни черты [6].

Как и сам характер Петра, искусство приобретает черты инициативной активной деятельности, борьбы за улучшение, успех, жизненные победы, основывается на собственных достижениях, знаниях и успехе.

Осуществив одно из главных своих преобразований, – прорубив «окно в Европу», – Петр Первый позволил искусству выйти за рамки очень узкого круга и взглядов сугубо церковного характера, искусство и культура получили толчок к развитию посредством сравнения, восприятия и приобщения к чему-то новому, что пришло к ним извне. Появилась возможность осуществить обмен опытом в области культурных начинаний.

Здесь можно встретить довольно дискуссионные и различные по своей сути взгляды на этот шаг Петра I. С одной стороны, это позволило шагнуть России в области искусства и культуры далеко вперед. С другой стороны, есть многие ученые, которые до сих пор считают этот шаг Петра ошибкой, не позволившей стране развиваться в своем особом ключе. А общеевропейские тенденции, по мнению некоторых историков, заставили страну уйти в сторону «западничества», потеряв свое «лицо» в области искусства и культуры.

То, что появилось в России – нарышкинское барокко (рис. 1), фрески Ярославля и Ростова (рис. 2), узоры Новодевичьего монастыря, – уже существовало в Европе в виде маньеризма. Благодаря связям с Польшей и Украиной, а позднее через Голландию, Данию и Германию это оказалось в России [2]. В искусстве Петр I, как и в других областях жизни, изменил способ и скорость приобщения к общеевропейским тенденциям. Характерная черта светской архитектуры Петровского времени – придание большого значения фасаду здания и, прежде всего, его окнам. Фасад здания – это его лицо. Окна – это его глаза. Уходят в прошлое предназначенные для войны узкие каменные окна-бойницы (рис.3), и здания смотрят на мир по-европейски, широко открытыми глазами [4].

В итоге мы приходим к выводу, что то самое «окно в Европу» и является символом и толчком «обмирщения» искусства и культуры, которые получили свое начало во время правления Петра Алексеевича.

Именно в этот период получили толчок к развитию разнообразные светские праздники. А Петр так любил их организовывать, отмечая даже достижения в области изобретения и создания нового оружия. Для проведения таких торжественных мероприятий им насаждалось использование разного рода триумфов и оваций, которые использовались во времена Древнего Рима.

Подтверждением этому являются мероприятия, организованные в 1696 году после победы русских войск под Азовом. Русский мастер «Иван Салтанов со товарищи» возвел триумфальные ворота (рис.4).

Главные отличия светской живописи Петровского времени от церковной прослеживаются по двум направлениям. Во-первых, идет освоение прямой перспективы в картинной изобразительности; во-вторых, активно развивается портретная живопись, абсолютно не характерная для русского Средневековья.

Освоение европейского опыта здесь происходило по нескольким направлениям: путем посылки российских мастеров на учебу за границу; путем приглашения зарубежных мастеров в Россию и путем покупки образов западноевропейского искусства в российские коллекции. Государство при Петре I начинает контролировать и писание икон. Московский иконный цех Оружейной палаты закрывается и вместо него в 1707 году в Санкт-Петербурге создаётся иконная палата, именуемая «управлением».

Процесс обмирщения затронул и музыкальную культуру России. В XVIII веке появляется профессиональная светская музыка, внедряются западноевропейские традиции.

В Москве появляется большой орган. Его создали голландские братья Лун, приглашенные царем Алексеем Михайловичем. Заслуга организации московского придворного театра принадлежит немецкому пастору Грегори. Сам он и актеры-любители жили в Немецкой слободе. Большую роль в приходе в Россию европейских культурных традиций сыграла Украина. Этот процесс ускорился после 1654 года, когда Украина воссоединилась с Россией [5].

Подобные преобразования получили свое начало именно во времена Петровских реформ. Несмотря на то, что все жанры культуры остаются теми же — концертное пение, музыка театра, канты, — в это время значительным образом изменяется и преобразуется их наполнение. При этом, наряду с обычной церковной музыкой, которая так привычна жителям Российской империи, получило начало и распространилась и светская музыка [2]. При этом церковная музыка осталась также популярна, она также развивалась, но больше не являлась одной единственной, главенствующей. Появились совершенно новые жанры, а музыкальная культура в значительной степени расширилась.

И даже в плане развития музыки Петр I, как человек крайне рациональный и практичный, использовал ее на благо развития государства. Не будем забывать, что любимым детищем Петра Алексеевича была армия [6]. Поэтому император проявлял исключительную заботу о развитии военной музыки. Благодаря ему организуются духовые военные оркестры. Музыка звучит на государственных и военных праздниках, на ассамблеях и в быту.

Как же можно оценить реформы Петра I и итоги его деятельности в области культуры? Никто не отрицает масштабов личности Петра I, однако оценки его деятельности противоречивы и даже полярны [6].

Если понимать под революцией быстрые, коренные, решительные и насильственные преобразования, то Петр I был революционером. Резкий разрыв с прошлым, изменения в понимании роли Церкви в обществе, переворот в ее управлении, подчинение ее самодержцу и постепенное превращение в один из механизмов поддержки государственной власти и общей линии реформ изменили не только облик Церкви, но и положение культуры в обществе [7].

Петр Алексеевич Романов, вошедший в историю как первый российский император Петр I, — личность глубоко противоречивая и драматичная, и дать однозначную оценку его деятельности невозможно. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого — историка.

Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло отражение в трудах историков. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значения в истории России (С.М Соловьев, В.О Ключевский, Н.И Павленко, Н.И Костомаров, Е.П Карпович, Н.Н Молчанов и др.). Царствование Петра вошло в историю как время блестящих воинских побед, быстрых темпов экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. По мнению С.Ф. Платонова, для этой цели Петр был готов жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что против государственной пользы, был готов истребить и уничтожить.

Список источников и литературы

  1. Всемирная история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2018. – 230 с.
  2. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. /Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во “СВ-96”, 2019. – 368 с.
  3. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 2018. – 120 с.
  4. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 2020. – 250 с.
  5. Костриков К.Н. Русская музыкальная культура с древних времен до конца XVIII века. М.: Союз, 1998. – С. 63-64.
  6. Мишанов С.А., Ястремский А.М. Петровские реформы и культура// Вестник МГЛУ. Общественные науки. – 2021 — № 1 (842). – С. 137-152.
  7. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. Хроника правлений и событий 1862 -1917 гг. – М., 2020. – 210 с.
  8. Соловьев С.М. Об истории новой России. – М., 2019. – 170 с.

Комментарии

Добавить комментарий