Формирование культа Александра Невского

Автор статьи:

Сергей Баглай, студент 5-го курса факультета исторического и правового образования ВГСПУ

* все мультимедийные источники (изображения, видеофрагменты и т.д.) взяты из открытых источников

Складывание культа Александра Невского началось почти сразу после его смерти. В значительной степени этому способствовало написание Жития, предположительно в 1280-е годы, в котором прославлялись все заслуги Невского перед Русью, приводились доказательства святости князя, например, праведная жизнь, нетление мощей, а также случаи чудес, которые исходили от них, но, стоит отметить, что канонизация произошла значительно позже [1].

Одним из ключевых факторов настолько раннего почитания князя как святого стало то обстоятельство, что Александр Невский стал основателем династии московских князей через своего младшего сына Даниила, которые стали объединителями Русской земли вокруг Москвы. Они заботились о создании пантеона общерусских святых, и одно из почётнейших мест в нём отводилось Невскому как прародителю. Рождественский Владимирский монастырь, где был похоронен Александр Невский, до 1561 года был первым по рангу среди монастырей Московского государства и служил главным свидетелем всех чудес, которые исходили от мощей князя. И даже несмотря на то, что в 1491 году его мощи пострадали во время пожара в монастыре, чудеса, по данным Воскресенской летописи и Степенной книги, продолжались.

Собор Рождественского монастыря, где был похоронен Александр Невский.

В 1547 году, когда Иван IV венчался на царство, он повелел прославить своего предка Александра Невского — «Второго Константина», «Нового Владимира», «предивного чудотворца великого князя Александра». Святителю Макарию было поручено «изыскать известно, со всяцем испытанием о чудесах, бывающих от честные его раки», т.е. найти свидетельства, по которым можно было бы убедиться в чудесах, которые исходят от мощей, что, по-видимому, труда не составило. И, таким образом, общерусский собор в Москве 26 февраля 1547 года официально причислил князя Александра Невского к лику святых и установил днём его почитания 23 ноября.

Примечательно то, что в 1551 году царь, отправляясь в поход на Казань, остановился на неделю во Владимире и получил у раки святого князя исцеление больной руки [2].

Постепенно культ Александра Невского распространяется на всю Россию. В его честь строят церкви и соборы, художники расписывают стены храмов фресками, на которых Невский виден в полный рост, например, его изображение видно на столпе Благовещенского храма (1508). Численность чудес, которые исходят от его раки во Владимире, всё увеличивается. И, в связи с этим, требуется новая редакция Жития святого князя, так как предыдущие редакции уже не могли в полной мере достойно отразить жизнь героя и выразить всю глубину его божественного подвига, то есть чудес, которые он осуществляет после своей смерти. Такую обязанность взял на себя архимандрит Рождественского монастыря Иона Думин, который в 1591 году создал новую редакцию Жития, отличавшуюся сложностью восприятия, витиеватостью, многословием, которые были характерны для поэтики того времени.

К XVII веку политическое значение Владимира падает и, как следствие, падает влияние Рождественского монастыря, однако право составлять новые рассказы о житии остаётся за рождественскими монахами до 1706 года. А при первых правителях новой династии Романовых – Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче, продолжают строиться новые соборы и церкви, устраиваются праздничные шествия в день почитания князя в соборе святого Александра. Это говорит о том, что не только Рюриковичи считали его своим небесным покровителем, но и Романовы.

Одну из главных ролей в истории формирования культа Александра Невского сыграл Пётр Первый. Они оба родились в один день – 30 мая и те параллели, которые проходили между этими двумя великими людьми, связанные с успехами на берегах Невы, не могли ни привлечь внимания самого Петра. Когда 27 мая 1703 года в устье Невы он основал Санкт-Петербург, который позднее станет столицей Российской империи, то требовалось выбрать покровителей новому городу. И наряду со святыми апостолами – Петром и Павлом, третьим покровителем стал Александр Невский. В 1710 году царь Пётр и один из его ближних друзей и помощников Александр Меньшиков заложили монастырь в честь святой Троицы и святого Александра Невского у впадения речки Чёрной в Неву. Новый духовный центр должен был стать кульминацией церковного почитания святого [3].

29 мая 1723 года император повелел перенести мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Предшествовало этому официальное освидетельствование мощей архимандритом Александро-Невского монастыря Феодосием и архимандритом Рождественского монастыря Сергием. Для исполнения воли монарха была создана комиссия, которая занялась приготовлениями к изъятию и перенесению мощей в Петербург. Был изготовлен пышный балдахин и ковчег для перемещения раки. Планировалось, что его понесут 150 солдат. 11 августа 1723 года началось торжественное шествие из Владимира, в котором участвовало несколько тысяч людей. Процессия двигалась то сухопутным, то водным путем, на корабле. Шли через Москву, Тверь, Новгород. Затем ковчег везли на корабле по Волхову, по Ладожскому озеру до Шлиссельбурга, оттуда по Неве в предместья Петербурга, куда прибыли 18 сентября 1723 года. Торжественная встреча мощей в Петербурге была перенесена на следующий год— 30 августа 1724 года, в очередную годовщину заключения Ништадтского мира. В назначенный день Петр I выехал на галере к устью Ижоры. Он сам помог перенести ковчег с мощами с корабля на свою галеру, сам встал за руль, а сенаторов и сановников посадил за весла. На берегах Невы тем временем выстроились войска, столпилось множество народа; пушечным салютом и колокольным звоном встречала свою новую святыню Северная Пальмира. Император лично участвовал в перенесении ковчега на берег. По преданию, он якобы открыл ключом ковчег, посмотрел на мощи и затем, закрыв ковчег, выбросил ключ в Неву, чтобы никто другой больше не открывал ковчег со святыми мощами. У ворот монастыря процессию встречал крестный ход во главе с новгородским митрополитом Феодосием Яновским. Петр лично перенес ковчег в придел верхней Благовещенской церкви Александро-Невского монастыря; позднее его перенесли в Троицкий собор лавры (1790), где он находился до 1922 года, когда, по решению советских властей, ковчег был передан в Казанский собор (тогда — Государственный музей истории религии и атеизма). В 1989 году, 6 мая, ковчег с мощами был возвращен Русской Православной Церкви и вновь помещен в Александро-Невскую лавру [4].


Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры, где с 1724 по 1790 годы находились мощи святого князя после перенесения из Владимира.

В день перенесения мощей, 30 августа 1724 года, император Петр приказал составить новое Житие и Службу святому Александру Невскому. В его указе говорилось: «к сочиненным святому благоверному великому князю Александру Невскому стихирам и синаксарю сочинить седальны и канон… и по новой службе вместо прежде бывшей этому святому ноября 23 числа службе, отныне праздновать 30 августа».

Так владимирский святой превратился в небесного покровителя Петербурга и царствующей династии Российской империи.

После перенесения мощей в Петербург произошла замена изображения Александра Невского: вместо монаха схимника появляется князь-воин с атрибутами великокняжеской власти, в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой святого Ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха, с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне реки Невы, Петропавловской крепости, дворцов Санкт-Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря. Упоминается Александр Невский и в похвальных сочинениях по случаю дня рождения Петра Первого – в «Слове похвальном в день рождения Петра Великого», где он рассматривается как главный продолжатель дел Александра Невского или в «Слове в похвалу Санкт-Питербурха» (издано в 1717 году), в котором новая столица России сравнивалась с мировыми столицами и прославлялась как место побед святого Александра Невского.

Продолжилось почитание князя и после смерти Петра Великого. Его жена Екатерина I Алексеевна учредила в 1725 году Орден святого Александра Невского и утвердила церемониал празднования в его честь 30 августа ежегодно. Названным орденом награждались и военные, и штатские лица. Первым кавалером ордена был обергофмейстер С. К. Нарышкин. Всего же за 192 года существования ордена Святого Александра Невского им было награждено 2500 человек [5].

Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна учредила ежегодный крестный ход кавалеров, награжденных орденом, 30 августа по Невскому проспекту от Казанского собора до Александро-Невской лавры (осуществлялся до 1916 года, возобновлен в сокращении маршрута следования в 1989 году). Императрица Елизавета Петровна также повелела соорудить из серебра, добытого на Колыванских рудниках, великолепную раку для мощей святого Александра Невского в 1750–1753 годах.

Образ Александра Невского нашел отражение в двух мозаичных портретах, которые были изготовлены М. В. Ломоносовым в 1757–1758 годах на мозаичной фабрике. В настоящее время эти мозаичные портреты хранятся в Русском музее и в Музее М. В. Ломоносова. По поручению императрицы Екатерины II в конце своей жизни М. В. Ломоносов готовил картины для дворца, изображающие судьбоносные события из русской истории. Одна из картин должна была изобразить Ледовое побоище [6].

Императрица Екатерина II Алексеевна, продолжательница петровых дел, глубоко почитала святого Александра Невского и способствовала распространению и упрочению его светлой памяти в своем государстве. В 1774 году она заложила, а в 1790 году завершила строительство Троицкого соборного храма в Александро-Невской лавре. Родившийся в 1777 году внук Екатерины II, наследник Российского престола и будущий победитель Наполеона, император Александр I был назван в честь святого Александра Невского. В конце XVIII века появились Александро-Невская и старообрядческая редакции Жития, почти каждый год писались иконы и создавались храмы и часовни в его честь по России повсеместно. Всего за 600 лет книжники написали более 20 редакций Жития в тысячах списков.

Троицкий собор Александро-Невской лавры, куда в 1790 году были перенесены мощи Невского.

В XIX и XX столетиях почитание святого Александра Невского продолжалось. В 1818–1858 годах по проекту О. Монферрана и с помощью комитета архитекторов (В. П. Стасов, К. И. Росси, братья Михайловы, А. И. Мельников) в Петербурге строился и был завершен Исаакиевский собор. Он был воздвигнут в честь патронов города — святого Александра Невского и Петра Великого. В 1862 году в Новгороде был сооружен памятник «Тысячелетие России» (скульптор О. Микешин), одной из ключевых фигур которой стал святой Александр Невский. В 1913 году в городе София (Болгария) был сооружен самый грандиозный в мире храм — памятник святому Александру Невскому, который до сих пор является главным кафедральным храмом Болгарии.

На протяжении XIX — начала XX века русские императоры, градоначальники и власти города старались украсить Петербург новыми храмами и часовнями в честь святого Александра Невского.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны, по инициативе И. В. Сталина, было воскрешено имя великого русского полководца XIII столетия. Власти способствовали созданию патриотического фильма «Александр Невский» (1938 год; сценарий П.А. Павленко и С.М. Эйзенштейна; роль Александра Невского в фильме сыграл народный артист Н. К. Черкасов). В самое трудное время для страны, когда немецко-фашистские полчища рвались к Волге, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года был учрежден боевой орден Александра Невского.

В советское же время именем князя назывались площади, улицы, мосты, корабли, станция метро «Площадь Александра Невского» с замечательной фреской художника А. М. Быстрова «Ледовое побоище». Памятники Александру Невскому сооружались в Переславле-Залесском, Новгороде, Порхове, селе Кобыльем у Чудского озера, Пскове, Калуге, Городце, Пушкине, Усть-Ижоре, Владимире, Санкт-Петербурге на площади Александра Невского. Александр Невский — герой многочисленных стихотворений и поэм, романов и повестей, сказаний и рассказов, драматических произведений и литмонтажей, кантат и концертов. Его изображения мы встречаем на картинах и панно, медалях, памятных значках и открытках, плакатах. Именем Александра Невского называют общества, школы, клубы, кружки, издательства и т. п. [7]

Таким образом, культ Александра Невского как святого защитника, покровителя нашей страны, складывался на протяжении многих столетий, выражен в тысячах произведений различных видов искусств и дошёл до наших дней, ведь действительно, одним из первых исторических имён, которые приходят нам на ум, является имя этого прославленного князя. Это говорит о том, что русский народ на ментальном уровне признал Невского своим покровителем и считает его одной из главных фигур своей истории.

Список источников и литературы

  1. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти. Святой, правитель, национальный герой. (1263–2000). М., 2007. С 59
  2. Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. М. Молодая гвардия, 2010. С. 118
  3. Кривошеев, Ю. В., Соколов Р. А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 45
  4. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти. Святой, правитель, национальный герой. (1263–2000). М., 2007. С. 120
  5. Соколов Р.А. Александр Невский в государственной и церковной идеологии в 1710-1720-е годы // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2014. № 3. С. 22
  6. Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. М. Молодая гвардия, 2010. С. 314
  7. Бегунов Ю.К. Александр Невский. (ЖЗЛ) М.: Молодая гвардия, 2003. С. 126

Комментарии

Добавить комментарий