7 мая, 2022

Василий Иванович Суриков – Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872

Композиция В.Сурикова изображает героический трудовой подвиг русского народа, составляющий органическую часть большой военной операции, приведшей к первой победе над кичившимся своей «непобедимостью» сильным врагом. Есть все основания считать ее «батальной», как и другие сцены исторических военных переходов, где показана не борьба с врагом, а преодоление природных трудностей.
Правда, композиция В.Сурикова имеет ту особенность, что художник делает ее героем не военных людей, а русских крепостных крестьян: из военных изображены только сам Петр I и его конный ординарец. Но это не меняет сути дела и лишь подчеркивает своеобразие и глубину замысла молодого художника.

Действие развертывается на фоне характерного северного лесного пейзажа, с суровой тишиной и неподвижностью которого контрастирует напряженная динамичность группы людей, тянущих канаты, прикрепленные к обшитому досками и укрепленному с боков упорами кораблю, движущемуся по бревнам-каткам. Преобладают крестьяне в холщовых рубахах, портах из пестряди, онучах и лаптях. На втором плане видны несколько монахов, также тянущих лямку. На переднем плане изображены каменистая полоса берега и вода. Некоторые из крестьян уже стоят по колено в воде, с напряженным усилием подтаскивая к ней корабль. В разнообразных позах и жестах крестьян художник сумел передать силу, ловкость и сметливость простых русских людей, помогающие им превозмогать тяжесть труда и преодолевать усталость.

Петр I изображен в группе работающих крестьян. В его лице, повернутом резко в профиль, есть что-то яростное. Протянутой вперед рукой он указывает новое направление движению корабля, другой оттягивает канат в нужную сторону. Образ Петра суров, правдив и чужд «сусальной» идеализации, присущей его трактовке в официальных исторических картинах академических живописцев. При этом примечательно, что фигура Петра I изображена на фоне поросшей елями скалы, напоминающей своей формой гранитный постамент «медного всадника» Фальконе в Ленинграде.

В этой ранней композиции В.Сурикова еще нет глубокой индивидуальной характеристики действующих лиц, характерной для его зрелых работ, но она поражает смелостью, оригинальностью и глубоким реализмом трактовки исторической темы.

Похожие картинки