Образ Александра Невского в кинематографе

Автор статьи:

Зубков Захар, студент 5-го курса факультета исторического и правового образования ВГСПУ

* все мультимедийные источники (изображения, видеофрагменты и т.д.) взяты из открытых источников

Главенствующим направлением в довоенном кино 1930-х годов стал «историко-революционный фильм», отражающий недавние события отечественной истории. Тем удивительней смотрелся фильм «Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна, вышедший 25 ноября 1938 года. Такой выбор Эйзенштейна объясняется его любовью к поистине драматическим героям, ведь его любимыми писателями были Л.Н Толстой и Э. Золя, создававшие сложнейших персонажей. За фильм С. Эйзенштейн получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации), в 1941 году удостоился Сталинской премии I степени, а Н. Черкасов, сыгравший Александра Невского, приобрел огромную популярность.

С. М. Эйзенштейн сознательно отказался от съемок на натуре ― в Новгороде. Древняя архитектура города разочаровала его: «Почти ничего не осталось, снимать там нельзя. Остатки старой архитектуры, да и то здания глубоко ушли в землю, пропорции искажены…». Потому древний Новгород был заново возведен на Потылихе, там же была найдена пригодная для создания искусственного льда «Чудского озера» площадка. В киноленте созданы образы целого ряда реальных исторических деятелей – Александра Невского, Гаврилы Олексича, Домаш Твердиславича, Твердилы Иванковича [5, С.137].

В противовес архитектурной достоверности событийная историчность фильма находится под вопросом. Режиссер Михаил Ромм рассказывал, почему Эйзенштейн решил снимать фильм про Александра Невского, а не про второе ополчение. Однажды этот вопрос был задан журналистами, Ромм ответил про Минина и Пожарского: «о той эпохе так много достоверной информации, а про времена Невского почти ничего неизвестно. С этим Эйзенштейн согласился: «Вот поэтому мне и надо брать «Александра Невского». Как я сделаю, так оно и будет» [2, С.70-71]. Между тем, шутливость Эйзенштейна не выразилась в попустительство к историчности, напротив, драматург В. Вишневский, общаясь с режиссером, отметил его скрупулёзность в отношении одежды и быта. В своём дневнике он пишет: «На днях говорил с Эйзеном … Работает напряженно. Сделаны отличные костюмы. Историки, портные, академики… все консультируют. Куплены кольчуги»[5, С.142].

Процесс съемки фильма был непростым, часто возникали и творческие противоречия внутри самой съемочной группы. Так Э. К. Тиссэ рассказывал, что «они четыре раза сталкивались» с Эйзенштейном. Одним из поводов стала жестокость батальных сцен: «Эйзен начал развертывать кровавые штуки в бою, трупы на копьях, ведра крови из шлемов и…». В знак протеста Э. К. Тиссэ заявил о своем категорическом несогласии и отказался снимать. Та же ситуация повторилась с эпизодами новгородского веча, поля после битвы и финальными сценами общего праздника, «где начался разворот бочек вина и. т.д.». Иногда спор доходил до того, что сам Эйзенштейн протестовал, отказывался снимать фильм, уходил со съёмочной площадки и не угодный ему кусок Тиссэ доснимал в гордом одиночестве.

Многие особенности фильма диктовались сложной эпохой. Так, например, не заостряется внимание на соперничестве Пскова и Новгорода. Кино, снимаемое в преддверие войны, должно продвигать идею патриотизма и единства – считало партийное руководство, поэтому феодальная полемика не освещалась [5, С.137].

Церковная тема в фильме скрыта. В фильме нет литургии в церкви, никто не крестится и не молится ни накануне, ни после битвы, отсутствует популярный возглас «С нами Бог», в противовес гротескному молению тевтонцев. [4, С.61-62]. Важно понимать, Эйзенштейн рос очень набожным ребёнком, хорошо знал Библию и Жития святых и не мог себе позволить снять исключительно атеистическое кино, к тому же Александр Невский был святым-покровителем его семьи, что делало эту работу исключительно личной. Потому сценарий фильма был серьёзно переработан, насыщен огромным количеством христианских аллюзий. Начальная сцена, где ловящего рыбу Александра зовет к себе ханский чиновник, есть аллюзия на Иисуса, зовущего за собой рыбака Симона, будущего апостола Петра: «не бойся; отныне будешь ловить человеков». Избиение младенцев немцами в Пскове – это отсылка к вифлеемскому избиению младенцев [1].

Акцент в фильме сделан на изображении Невского как талантливого полководца и мудрого правителя, что соответствовало требованиям предвоенного периода и не противоречило агиографическому подтексту. Невский не пускается в пляс после победы, а поучает народ словом и примером. Князь расставляет войска, сражаясь, лично берет в плен главу рыцарского войска. Невский в то же время имеет патерналистский облик: когда он запрещает подданным ругаться с монгольским посланником; когда въезжает на коне с победой в Псков в сопровождении радостных детей, а также в сцене поучения новгородцев хранить единство русской земли. Последний посыл подчёркивает персонаж кольчужник Игнат, рассказывающий сказку о лисе и зайце [3, С.32-33,57-58].

В фильме не раскрыто взаимоотношение князя с Золотой Ордой. Это объясняется тем, что Н. Павленко и С. Эйзенштейн изначально работали с летописными источниками. Историк Федотов отмечает, что летописи игнорирую эту главу жизни государя. С.М. Соловьев писал о взаимоотношениях князей с ордынскими эмиссарами, но мало. Эта тема широко раскрывалась в работах историков — евразийцев, но по идеологическим причинам команда фильма не могла с ними ознакомиться.

В целом, исключая ряд художественных допущений, историческая схема фильма достоверна. Стоит отметить, что фильм насыщен патриотизмом, который в большом счете воплощается в лице самого Александра. По сюжету можно понять, что опасный натиск немцев способен остановить только Александр Невский. Это можно увидеть в отрывке, где в захваченном Пскове умирающий боярин призывает народ: «Езжайте в Переяславль зовите Александра…. Мертвый Псков зовет тебя Ярославич». Автор фильма акцентирует внимание на народе. Именно народ призывает Ярославича быть их воеводой, видит в нем единственное спасение: «Веди, князь, дружины новгородские … веди, Александр, … головы свои сложим».

Подготовка к великому бою в фильме сопровождается песней: «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой». Автор дает понять, что будет серьезная битва, в которой люди, несмотря ни на какие обиды, должны объединиться для защиты Родины! Музыка, написанная Прокофьевым, была преобразована в кантату — декларативное музыкального произведение, поющее о мучениях и сомнениях героев, что раскрывает жертвенную сущность Александра Невского. Этот мотив не случаен, ведь по задумке Эйзенштейна князь должен был погибнуть, умереть от рук ордынцев, но по настоянию И.В. Сталина эту концовку не реализовали [1].

Великолепно отыграли актёры, особенно Н.К. Черкасов. Благодаря величественному образу новгородского князя фильм приобрел огромный успех, так как он сумел дать правдивый и обаятельный образ воина, не щадящего ни сил, ни жизни для блага родины и народа. После победы над Тевтонским орденом фильм заканчивается пиром и знаменитыми словами:

А если с мечом кто к нам войдет
От меча и погибнет
На том стоит
И стоять будет
Земля русская

Спустя 53 года после выхода первого фильма про Александра Невского, в 1991 году, появляется на свет фильм «Житие Александра Невского», снятый режиссером Г.М. Кузнецовым. В данном фильме автор показывает другую сторону жизни князя. Будучи уже в преклонном возрасте, Александр Невский доживает последние дни, возвращаясь из Орды во Владимир. В пути ему становится плохо, и он время от времени погружается в свои воспоминания.

Фильм в отличие от своего предшественника открыто раскрывает церковную тематику. В сюжете можно часто видеть, как Александр молится в храме, а священнослужитель читает проповеди по вечерам. В фильме прослеживается патриотизм Александра Ярославича, но не так ярко, как в произведении 1938 года. Показаны отношения Невского с Ордой, а именно попытка с помощью переговоров и выплаты дани сохранить Русь и народ, не жалея собственной жизни. Автор поднимает проблему непонимания некоторыми людьми политики князя по отношению к Орде, которые считали Невского предателем.

В целом, фильм показывает Александра спасителем Руси, демонстрирует остроту событий, возводя князя в лик святых. Во время моления над головой Невского появляется яркий свет, символизирующий нимб, что показывает божественное присутствие, которое сопровождает Александра. Роль личности князя подчеркнута в конце фильма — после смерти Невского его приближенный священник заявил, что «… закатилось солнце земли русской».

Вывод можно сделать следующий: автор, несомненно, показывает важность личности Александра Невского, его стремления спасти свою страну, не жалея себя. Князь целиком и полностью посвятил жизнь своему отечеству. Фильм заканчивается следующим строками:

Богу нашему слава,
Прославившему святых своих
Во веки веков!

Третий фильм, посвященный Александру Невскому, был снят в 2008 году. В нем показаны события, когда молодой князь готовится к битве со шведами. В фильме присутствуют религиозные мотивы, но в меру (в отличие от работы 1991 года). Если рассматривать произведение с исторической точки зрения, то в нем есть определенные опущения автором исторической действительности, но это не искажает радикально исторические события.

В фильме показаны такие проблемы, как заговоры бояр против Александра ради своих выгод. Продемонстрированы положение Новгорода и ситуация, которая сложилась вокруг Александра: захватнические цели со стороны шведов и покорение русских земель Бату-ханом.

После просмотра сцены беседы Александра с ордынским послом у зрителя остается впечатление, что если и имели в ту пору переговоры князя с татарами, то проходили они именно так, как представлено в фильме. Но дело в том, что этих переговоров в ту пору скорее всего не было. В 1239–1240-х гг. Бату-хана занимало не установление системы взимания дани, а завоевательные войны. Еще не была полностью покорена Южная Русь (Киев пал лишь в декабре 1240 г.), не начат поход в Европу, к «последнему морю». Потому едва ли его послы добрались уже тогда до Веховской столицы. Но тем не менее, сюжет с их появлением оправдан, он позволяет уяснить суть политики Александра по отношению к Орде: вызванная необходимостью покорность при соблюдении собственных, то есть русских интересов [Р.А. Соколов, С. 10].

Также автор допустил ошибку, показывая управление Новгородской землей, к которой, использованный в фильме термин «княжество», не применим. Все судьбоносные вопросы, касающиеся важнейших аспектов политики Волховской столицы, решало вече. Его, а вовсе не княжеское решение было «истиной в последней инстанции». Это особенно заметно в сюжете, связанном с выражением недоверия князю, когда бояре бросают в лицо Ярославичу обвинение в убийстве без должного разбирательства двух их собратьев. Может быть, это даже самая грубая ошибка, допущенная в фильме.

Стоит отметить, что автор при написании сценария часто прибегал к агиографическому сочинению «Житие Александра Невского», так как в фильме имеются сведения и о дозоре Пелгусия, заметившего вражеские корабли на Неве, и о выступлении князя против врага лишь с собственными силами, не дожидаясь помощи от отца, которого герой фильма Гаврило Олексич почему-то именует Ярославом Вячеславичем (правильно ⎯ Всеволодович). Молитва же князя практически буквально повторяет изложенные на современном языке слова из Жития, также дословно повторяется рассказ Пелгусия о видении ему святых Бориса и Глеба, и запрет Александра рассказывать до поры кому-либо об этом явлении. [Р.А. Соколов, С. 11].

В фильме Александр показан как мудрый и справедливый князь, который является патриотом своей страны.

Подводя итог, можно сказать, что в фильме нет грубого вымысла, и он оставляет благоприятное впечатление. При просмотре фильма складывается впечатление, что автор хотел показать князя религиозным и нравственным человеком. Слова, сказанные в фильме Александром, полностью описывают его личность: «Если бы все виновные были, а среди них один невиновный, то казнить нельзя!».

Самым выдающимся является фильм Эйзенштейна, ведь именно он первым продемонстрировал образ Александра как спасителя земли русской, но это ни капельки не отводит два других фильма на второй план. Каждый фильм по-своему особенный и показывает великого князя Ярославича с разных сторон. После просмотра всех трех фильмов складывается образ Александра Невского — настоящего патриота, мудрейшего полководца и разумного князя.

Список источников и литературы

  1. В. Золотухин. Александр Невский. Курс №10 Генеалогия русского патриотизма. [URL]: https://arzamas.academy/materials/348 (дата обращения: 27.03.2021)
  2. Д.А. Сосницкий. Допетровская Русь в советском художественном кино. [URL]: https://cyberleninka.ru/article/n/dopetrovskaya-rus-v-sovetskom-hudozhestvennom-kino (дата обращения: 27.03.2021)
  3. И. Беленький. 32 лекции по всеобщей истории кино.
  4. С.П. Бычков. Александр Невский: Исторический прототип и экранный образ. [URL]: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandr-nevskiy-istoricheskiy-prototip-i-ekrannyy-obraz (дата обращения: 27.03.2021)
  5. Ю.В. Кривошеев, Р.А. Сколов. Сергей Эйзенштейн и Всеволод Вишневский: из истории творческих взаимоотношений. [URL]: https://cyberleninka.ru/article/n/sergey-eyzenshteyn-i-vsevolod-vishnevskiy-iz-istorii-tvorcheskih-vzaimootnosheniy (дата обращения: 27.03.2021)
  6. Р. А. Соколов Александр. Невская битва (режиссер Игорь Каленов, «Никола-фильм»,2008). Комментарий-послесловие к фильму. [URL]: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandr-nevskaya-bitva-rezhisser-igor-kalenov-nikola-film-2008-kommentariy-posleslovie-k-filmu (дата обращения: 27.03.2021)

Комментарии

Добавить комментарий