Отличный пост!

Авторы статьи:


* все мультимедийные источники (изображения, видеофрагменты и т.д.) взяты из открытых источников
У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. К ним обращается за помощью народ в тяжёлые годы испытаний. В истории нашей страны одним из таких героев является Святой Благоверный Великий князь Александр Невский.
На протяжении нескольких веков его образ воспевается в различных литературных произведениях. Для нас наиболее известным произведением, которое содержит сведения о жизни и деятельности благородного князя, выступает памятник древнерусской литературы XIII в. — «Повесть о житии Александра Невского».
«Повесть…» была написана в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребён князь. По предположению Д.С. Лихачёва, автором этого произведения был галицкий книжник, а время возникновения «Повести» нужно относить к периоду между 1263 — 1280 гг. [1]
«Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволода. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его»,- так начинает свое неторопливое повествование автор «Повести» [2, c.354-356]

Автор сохраняет традиционное вступление, начинает основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято.
Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану: «Лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую [3]. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость.
Свои лучшие качества мудрого князя и обученного воина Александр проявил в битве со шведами на Неве. Наглядным примером, демонстрирующим храбрость Александра Невского в битве, приводится в «Повести…», а именно – в момент жаркой сечи дружины князя с неприятелем.
С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.
Также составитель повести подробно освещает и другой ратный подвиг — битву на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года. Она изображена в традиционной манере воинских повестей:
«И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».[4]
Битва стала полководческим успехом князя и славной победой русского войска. Уже летом 1242 года в Новгород прибыли послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» [5, c. 20]
Эта битва принесла ему известность:
«И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима» [6]
Александр Невский предстает перед нами не только как воин. Из «Повести…» мы узнаем, что «великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей, разогнанных собрал в дома их» [7]. О таких сказал Исайя-пророк:
«Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран».
Заключительная часть «Повести…» включает жанр плача. Повесть, сообщив о смерти князя, заканчивается традиционным плачем народа, и самого автора.
Представленная «Повесть жития Александра Невского» состоит из 13 редакций. На основе первой редакции перерабатывались и составлялись другие редакции на протяжении с XIII по XVII вв. Но, начиная с XVIII в. художественная литература располагает немногими произведениями, которые описывают яркую личность и ратные подвиги Александра Невского. И одними из таких произведений являются работы Л.А. Мея «Александр Невский» (1861 г.) и А.Н. Майкова «В Городце в 1263» (1875 г.).
Л.А. Мей впервые в русской поэзии сказал свое слово о великом князе.

Главная мысль данного слова посвящена битве и громкой победе князя в Невской битве:
«Затрубили рога благоверному князь Александру победу,
И со страхом бежали все шведы, где сушью, а где по воде…» [8]
Также автор оценивает мудрое правление Александра: он лишён жестокости, является залогом мира между Русью и её западными и восточными соседями с ним стремятся заключить мир:
«Много лет прожил князь Александр…
Не бывало на свете
Преподобного князя мудрее — в миру, и в войне, и в совете,
И хоруговью божьего он осенял княженецкий свой сан;
А затем и послов ему слали и кесарь, и папа, и хан,
И на письмах с ним крепко любовь и согласье они заручили,
А король шведский Магнус потомкам своим завещал,
Чтоб никто ополчаться на Русь на святую из них не дерзал…» [9]
Другой писатель — А.Н. Майков — в своей поэме «В Городце в 1263», передает главную скорбь, которая прошлась по самому живому – это смерть князя Александра Невского. Его момент смерти, как акт народной трагедии, описан в соответствии с канонами жития: чудо — просветление лика — всплеск золотых лучей души:
«Словно как свет над его просиял головой —
Чудной лицо озарилось красой,
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело —
И, зарыдав, возгласил: “Наше солнце зашло!”» [10]

Писатели ХХ века также посвящали свои произведения раскрытию образа, великих поступков и мудрому правлению прославленного князя Александра Невского.
В захватывающем романе «Ратоборцы» (1949 г.) об Александре Невском рассказывает А.К. Югов.

Помимо образа прославленного воина, победившего на Неве и разгромившего тевтонский орден Чудском озере, писатель А.К. Югов изображает князя как мудрого дипломата и дальновидного политика. В начале своего романа писатель отступает от привычного нам житийного образа. Князь спешит на свадьбу своего брата Андрея, и по пути он вспоминает о том, как любил в детстве кулачные бои, да и сейчас не прочь побороться. Далее в повествовании раскрывается образ живого, чувствующего человека, близкого современному читателю [11, c.225]
В романе князь настолько приближен к народу, что даже грядку помогает вскопать, а старик, хозяин огорода, рассказывает ему о тонкостях работы с землей. В подобных эпизодах автор сильно идеализирует и эпоху, и образ князя.
В романе можно проследить мысль о якобы возникшей в народе вере в прижизненную святость князя. Когда он покидает заимку старика Мирона, его провожают женщины с ребятишками, стараются подсунуть своих детей, чтобы князь прикоснулся к ним, но это его вдруг раздражает: «Да что, святой вам дался, что ли?».
Однако он усмиряет свой гнев, проявляет великодушие, возвращается, и каждого гладит по голове:
«Добрую веру почто разрушать в народе» [12,c. 273-274]
В таких эпизодах образ князя приближен к житийному:
«… сирот и вдов по правде судит, милостив, добр …».
С житийным образ князя в романе роднит его постоянное радение за землю Русскую, одной мысли подчинены все действия князя:
«Только бы людей русских спасти от резни, от расправы» [13, c.447]
И на смертном одре, попросив прощения у своей верной дружины, Александр Ярославич говорит:
«Об одном скорблю: борозда моя на русской земле не довершена. Раньше сроку плуг свой тяжкий покидаю» [14, c.469]
Свою не менее интересную историю об Александре Невском рассказывает в жанре исторической прозы В.Г. Ян — «Юность полководца» (1952 г.).

Писатель предлагает читателю взглянуть на важные этапы жизни князя: детство, юность, возмужание Александра Невского, его княжение в Новгороде и оборона западных рубежей Русской земли.
Иногда главному персонажу произведения передаются авторские мысли, не соответствующие конкретно-историческому образу. В.Г. Ян превращается из художника-живописца в рассказчика-комментатора, перелагающего материалы исторических документов.
Черты решительного князя проявляются во взаимоотношениях с новгородским вече. С ним он строг, справедлив, ведёт себя гордо и независимо. Он сразу даёт новгородцам понять, что его дело ратное и он не позволит оскорблять его достоинство.
Добродетельность князя показана только в эпизоде, когда он собирает обоз для выкупа пленных русских людей, томящихся в неволе в Золотой Орде. Здесь выступают такие добродетели, как кротость, упование на святую Троицу и святых, молитвы со слезами на глазах – все это выглядит задумкой автора, который хотел создать противоречивый образ Александра Невского, чтобы показать читателю, что не так просто быть добродетельной личностью в те сложные времена.
«В исторической литературе, — сетовал академик М. Н. Тихомиров, — личность Александра нередко изображается в виде удальца, который внезапным нападением разрешает все трудности и одерживает победы. В действительности это изображение очень далеко от истинной правды. Александр Невский умел сочетать смелость с дальновидным расчётом политика, и только это соединение большого политического ума и боевой храбрости позволило ему одержать победу над неприятелями». [15, c.329]
Такому взгляду учёного на личность исторического деятеля принципиально близка художественная интерпретация характера Александра Невского как литературного героя повести «Юность полководца».
Свое видение образа князя излагает в своем романе автор книги «Александр Невский» (1997 г.) Б.Л. Васильев.

В юном Александре, испытывающем светлую влюбленность в сестру друга детства, позднее по повелению отца вступающем в венчаный брак с дочерью полоцкого князя Брячислава, все более отчетливо просматриваются отрешенность от личных интересов, ибо, по его признанию, душа «иным….занята». Его ранние «рыцарские» представления, «почерпнутые из сочинений Плутарха», овеянные восхищением Александром Македонским, постепенно уступают место постижению общественного устройства Великого Новгорода, характера монголо-татарского ига от которого страдает Русь, процесса..
«медленного, но неуклонного проникновения крестоносцев в Прибалтику» [16, c.331].
В различных подробностях автор показал победу в Невской битве 15 июля 1240 г. и личный поединок князя с зятем шведского короля Биргером. Помимо побед, писатель показывает и другую сторону князя, проявляющуюся в конфликте с новгородским боярством, вынужденным уничижительно ходатайствовать перед ханами, чтобы «освободить церкви, монастыри и всех священнослужителей от всяческих поборов» [17, c.333] – за внешней стремительностью «молодого могучего вождя» скрываются: сосредоточенность мысли и смиренное прозрение важной истины:
«Я не самовластия ищу, я Русь в пучок собрать должен…» [18,c.331]
Необъятный горизонт государственных дел Александра Невского – от отношений с Западом и Ордой до забот о Новгороде и его жителях – обнаруживает его аскетическое самоотречение и убеждение себя самого в том, что «мир не в душе нужен, а на Руси». И все же в столь величественном образе автор чутко уловил внутреннюю драму этого одинокого человека, которому поневоле довелось «из юности шагнуть во взрослую жизнь, минуя молодость». Эпизод романа заканчивается встречей Александра с его первой любовью Марфушей, а ныне инокиней Меланьей, перед которой он доверительно приоткрывает тайны изболевшегося сердца.
Таким образом, писатели советского периода помимо описания государственных, дипломатических и военных мероприятий князя, раскрывают его внутренние духовные переживания. Писатели постарались представить нам того князя, который занят поиском нравственного идеала, лишен лукавства и обмана. Результаты его внутренней и внешней политики переплетаются с его прославленным образом мудрого и благородного правителя.
Составленный обзор художественной литературы отчетливо показывает нам непростой путь Александра Невского. Этот путь был усеян многими трудностями и опасностями, с которыми справился князь – это и отпор западным захватчикам, и справедливое правление в Новгороде, и важная миссия в Орду. Все эти испытания сформировали отличительные черты того князя, которого мы знаем: сильный, отважный, умный, благочестивый. Именно этот образ пытались раскрыть авторы разных периодов и жанров в своих произведениях, предоставляя право каждому читателю самому обдумать все действия, поступки князя и прийти к пониманию его роли в истории. И поэтому Александр Невский воспринимается не только как правитель, воин и дипломат, но и как наш национальный герой, поступки и деяния которого остались в веках.
Список источников и литературы
- Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 5: XIII век. – 527 с. [Электронный ресурс] URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962 (дата обращения: 30.03.2021)
- Еремин И.П. Житие Александра Невского. В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII вв. / Сост. пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957. – 370 с.
- Житие Александра Невского [Электронный ресурс] URL: https://librebook.me/jitie_aleksandra_nevskogo/vol1/1 (дата обращения: 30.03.2021)
- Там же
- Каргалов В.В. Полководцы X-XVI вв. – М.: ДОСААФ. – 1989. – 334 с.
- Житие Александра Невского [Электронный ресурс] URL: https://librebook.me/jitie_aleksandra_nevskogo/vol1/1 (дата обращения: 30.03.2021)
- Там же [Электронный ресурс] URL: https://librebook.me/jitie_aleksandra_nevskogo/vol1/1 (дата обращения: 30.03.2021)
- Л.А. Мей «Александр Невский» [Электронный ресурс] URL:https://poemata.ru/poets/mey-lev/aleksandr-nevskiy/ (дата обращения: 30.03.2021)
- Там же — [Электронный ресурс] URL:https://poemata.ru/poets/mey-lev/aleksandr-nevskiy/ (дата обращения: 30.03.2021)
- А.Н. Майков «В Городце в 1263» [Электронный ресурс]URL: https://azbyka.ru/fiction/v-gorodce-v-1263-g-majkov-apollon/ (дата обращения: 30.03.2021)
- А.К. Югов Ратоборцы: Эпопея в 2 кн. / Алексей Югов. – М.: Патриот. – 1990. – 541 с.
- А.К. Югов Ратоборцы: Эпопея в 2 кн. / Алексей Югов. – М.: Патриот. – 1990. – 541 с.
- Там же.
- Там же.
- М. Н. Тихомиров Древняя Русь. – М.: Наука. – 1975. – 429 с.
- Б.Л. Васильев Александр Невский / Борис Васильев. – М.: Вагриус. – 2006. – 447 с.
- Там же.
- Б.Л. Васильев Александр Невский / Борис Васильев. – М.: Вагриус. – 2006. – 447 с.
Комментарии