Образ Александра Невского в литературе

Авторы статьи:

* все мультимедийные источники (изображения, видеофрагменты и т.д.) взяты из открытых источников

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. К ним обращается за помощью народ в тяжёлые годы испытаний. В истории нашей страны одним из таких героев является Святой Благоверный Великий князь Александр Невский.

На протяжении нескольких веков его образ воспевается в различных литературных произведениях. Для нас наиболее известным произведением, которое содержит сведения о жизни и деятельности благородного князя, выступает памятник древнерусской литературы XIII в. — «Повесть о житии Александра Невского».

«Повесть…» была написана в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребён князь. По предположению Д.С. Лихачёва, автором этого произведения был галицкий книжник, а время возникновения «Повести» нужно относить к периоду между 1263 — 1280 гг. [1]

«Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволода. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его»,- так начинает свое неторопливое повествование автор «Повести» [2, c.354-356]

Автор сохраняет традиционное вступление, начинает основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято.

Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану: «Лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую [3]. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость.

Свои лучшие качества мудрого князя и обученного воина Александр проявил в битве со шведами на Неве. Наглядным примером, демонстрирующим храбрость Александра Невского в битве, приводится в «Повести…», а именно – в момент жаркой сечи дружины князя с неприятелем.

С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

Также составитель повести подробно освещает и другой ратный подвиг — битву на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года. Она изображена в традиционной манере воинских повестей:

«И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью».[4]

Битва стала полководческим успехом князя и славной победой русского войска. Уже летом 1242 года в Новгород прибыли послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» [5, c. 20]

Эта битва принесла ему известность:

«И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима» [6]

Александр Невский предстает перед нами не только как воин. Из «Повести…» мы узнаем, что «великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей, разогнанных собрал в дома их» [7]. О таких сказал Исайя-пророк:

«Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран».

Заключительная часть «Повести…» включает жанр плача. Повесть, сообщив о смерти князя, заканчивается традиционным плачем народа, и самого автора.

Представленная «Повесть жития Александра Невского» состоит из 13 редакций. На основе первой редакции перерабатывались и составлялись другие редакции на протяжении с XIII по XVII вв. Но, начиная с XVIII в. художественная литература располагает немногими произведениями, которые описывают яркую личность и ратные подвиги Александра Невского. И одними из таких произведений являются работы Л.А. Мея «Александр Невский» (1861 г.) и А.Н. Майкова «В Городце в 1263» (1875 г.).

Л.А. Мей впервые в русской поэзии сказал свое слово о великом князе.

Л.А. Мей

Главная мысль данного слова посвящена битве и громкой победе князя в Невской битве:

«Затрубили рога благоверному князь Александру победу,
И со страхом бежали все шведы, где сушью, а где по воде…» [8]

Также автор оценивает мудрое правление Александра: он лишён жестокости, является залогом мира между Русью и её западными и восточными соседями с ним стремятся заключить мир:

«Много лет прожил князь Александр…
Не бывало на свете
Преподобного князя мудрее — в миру, и в войне, и в совете,
И хоруговью божьего он осенял княженецкий свой сан;
А затем и послов ему слали и кесарь, и папа, и хан,
И на письмах с ним крепко любовь и согласье они заручили,
А король шведский Магнус потомкам своим завещал,
Чтоб никто ополчаться на Русь на святую из них не дерзал…» [9]

Другой писатель — А.Н. Майков — в своей поэме «В Городце в 1263», передает главную скорбь, которая прошлась по самому живому – это смерть князя Александра Невского. Его момент смерти, как акт народной трагедии, описан в соответствии с канонами жития: чудо — просветление лика — всплеск золотых лучей души:

«Словно как свет над его просиял головой —
Чудной лицо озарилось красой,
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело —
И, зарыдав, возгласил: “Наше солнце зашло!”» [10]

А.Н. Майков

Писатели ХХ века также посвящали свои произведения раскрытию образа, великих поступков и мудрому правлению прославленного князя Александра Невского.

В захватывающем романе «Ратоборцы» (1949 г.) об Александре Невском рассказывает А.К. Югов.

А.К. Югов

Помимо образа прославленного воина, победившего на Неве и раз­громившего тевтонский орден Чудском озере, писатель А.К. Югов изображает князя как мудрого дипломата и дальновид­ного политика. В начале своего романа писатель отступает от привычного нам житийного образа. Князь спешит на свадьбу своего брата Андрея, и по пути он вспоминает о том, как любил в детстве кулачные бои, да и сейчас не прочь побороться. Далее в повествовании раскрывается образ живого, чувствующего человека, близкого современному читателю [11, c.225]

В романе князь настолько приближен к народу, что даже грядку помогает вскопать, а старик, хозяин огорода, рассказывает ему о тонкостях работы с землей. В подобных эпизодах автор сильно идеализирует и эпоху, и образ князя.

В романе можно проследить мысль о якобы возникшей в народе вере в прижизненную святость князя. Когда он покидает заимку старика Мирона, его провожают женщины с ребятишками, стараются подсунуть своих детей, чтобы князь прикоснулся к ним, но это его вдруг раздражает: «Да что, святой вам дался, что ли?».

Однако он усмиряет свой гнев, проявляет великодушие, возвращается, и каждого гладит по голове:

«До­брую веру почто разрушать в народе» [12,c. 273-274]

В таких эпизодах образ князя приближен к житий­ному:

«… сирот и вдов по правде судит, милостив, добр …».

С житийным образ князя в романе роднит его постоянное радение за землю Русскую, одной мысли подчинены все действия князя:

«Только бы людей русских спасти от резни, от расправы» [13, c.447]

И на смертном одре, попросив прощения у своей верной дружины, Александр Ярославич говорит:

«Об одном скорблю: борозда моя на русской земле не довершена. Раньше сроку плуг свой тяжкий покидаю» [14, c.469]

Свою не менее интересную историю об Александре Невском рассказывает в жанре исторической прозы В.Г. Ян — «Юность полководца» (1952 г.).

В.Г. Ян

Писатель предлагает читателю взглянуть на важные этапы жизни князя: детство, юность, возмужание Александра Невского, его княжение в Новгороде и оборона западных рубежей Русской земли.

Иногда главному персонажу произведения передаются авторские мысли, не соответствующие конкретно-историческому образу. В.Г. Ян превращается из художника-живописца в рассказчика-комментатора, перела­гающего материалы исторических документов.

Черты решительного князя проявляются во взаимоотношениях с новгородским вече. С ним он строг, справедлив, ведёт себя гордо и независимо. Он сразу даёт новгородцам понять, что его дело ратное и он не позво­лит оскорблять его достоинство.

Добродетельность князя показана только в эпизоде, когда он собирает обоз для выкупа пленных рус­ских людей, томящихся в неволе в Золотой Орде. Здесь выступают такие добродетели, как кротость, упование на святую Троицу и святых, молитвы со слезами на глазах – все это выглядит задумкой автора, который хотел создать противоречивый образ Александра Невского, чтобы показать читателю, что не так просто быть добродетельной личностью в те сложные времена.

«В исторической литературе, — сетовал академик М. Н. Тихомиров, — личность Александра неред­ко изображается в виде удальца, который внезапным нападением разрешает все трудности и одерживает победы. В действительности это изображение очень далеко от истинной правды. Александр Невский умел сочетать смелость с дальновидным расчётом политика, и только это соединение большого политического ума и боевой храбрости позволило ему одержать победу над неприятелями». [15, c.329]

Такому взгляду учёного на личность исторического деятеля принципиально близка художественная интерпретация харак­тера Александра Невского как литературного героя повести «Юность полководца».

Свое видение образа князя излагает в своем романе автор книги «Александр Невский» (1997 г.) Б.Л. Васильев.

Б. Л. Васильев

В юном Александре, испытывающем свет­лую влюбленность в сестру друга детства, позднее по повелению отца вступающем в венчаный брак с дочерью полоцкого князя Брячислава, все более отчетливо просматриваются отрешенность от личных интересов, ибо, по его призна­нию, душа «иным….занята». Его ранние «рыцарские» представления, «по­черпнутые из сочинений Плутарха», овеянные восхищением Александром Македонским, постепенно уступают место постижению общественного устрой­ства Великого Новгорода, характера монголо-татарского ига от которого страдает Русь, процесса..

«медленного, но неуклонного проникновения крестоносцев в При­балтику» [16, c.331].

В различных подробностях автор показал победу в Невской битве 15 июля 1240 г. и личный поединок князя с зятем шведского короля Биргером. Помимо побед, писатель показывает и другую сторону князя, проявляющуюся в конфликте с новгородским боярством, вынужденным уничи­жительно ходатайствовать перед ханами, чтобы «освобо­дить церкви, монастыри и всех священнослужителей от всяческих поборов» [17, c.333] – за внешней стремительностью «молодого могучего вождя» скрываются: сосредоточенность мысли и смиренное прозрение важной истины:

«Я не самовластия ищу, я Русь в пучок со­брать должен…» [18,c.331]

Необъятный горизонт государственных дел Александра Невского – от отношений с Западом и Ордой до забот о Новгороде и его жителях – обнаруживает его аскетическое само­отречение и убеждение себя самого в том, что «мир не в душе нужен, а на Руси». И все же в столь величественном образе автор чутко уловил внутреннюю драму этого одинокого человека, которому поневоле дове­лось «из юности шагнуть во взрослую жизнь, минуя молодость». Эпизод романа заканчивается встречей Александра с его первой любовью Марфушей, а ныне инокиней Меланьей, перед которой он доверительно приоткрывает тайны изболевшегося сердца.

Таким образом, писатели советского периода помимо описания государственных, дипломатических и военных мероприятий князя, раскрывают его внутренние духовные переживания. Писатели постарались представить нам того князя, который занят поиском нравственного идеала, лишен лукавства и обмана. Результаты его внутренней и внешней политики переплетаются с его прославленным образом мудрого и благородного правителя.

Составленный обзор художественной литературы отчетливо показывает нам непростой путь Александра Невского. Этот путь был усеян многими трудностями и опасностями, с которыми справился князь – это и отпор западным захватчикам, и справедливое правление в Новгороде, и важная миссия в Орду. Все эти испытания сформировали отличительные черты того князя, которого мы знаем: сильный, отважный, умный, благочестивый. Именно этот образ пытались раскрыть авторы разных периодов и жанров в своих произведениях, предоставляя право каждому читателю самому обдумать все действия, поступки князя и прийти к пониманию его роли в истории. И поэтому Александр Невский воспринимается не только как правитель, воин и дипломат, но и как наш национальный герой, поступки и деяния которого остались в веках.

Список источников и литературы

  1. Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 5: XIII век. – 527 с. [Электронный ресурс] URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962 (дата обращения: 30.03.2021)
  2. Еремин И.П. Житие Александра Невского. В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII вв. / Сост. пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957. – 370 с.
  3. Житие Александра Невского [Электронный ресурс] URL: https://librebook.me/jitie_aleksandra_nevskogo/vol1/1 (дата обращения: 30.03.2021)
  4. Там же
  5. Каргалов В.В. Полководцы X-XVI вв. – М.: ДОСААФ. – 1989. – 334 с.
  6. Житие Александра Невского [Электронный ресурс] URL: https://librebook.me/jitie_aleksandra_nevskogo/vol1/1 (дата обращения: 30.03.2021)
  7. Там же [Электронный ресурс] URL: https://librebook.me/jitie_aleksandra_nevskogo/vol1/1 (дата обращения: 30.03.2021)
  8. Л.А. Мей «Александр Невский» [Электронный ресурс] URL:https://poemata.ru/poets/mey-lev/aleksandr-nevskiy/ (дата обращения: 30.03.2021)
  9. Там же — [Электронный ресурс] URL:https://poemata.ru/poets/mey-lev/aleksandr-nevskiy/ (дата обращения: 30.03.2021)
  10. А.Н. Майков «В Городце в 1263» [Электронный ресурс]URL: https://azbyka.ru/fiction/v-gorodce-v-1263-g-majkov-apollon/ (дата обращения: 30.03.2021)
  11. А.К. Югов Ратоборцы: Эпопея в 2 кн. / Алексей Югов. – М.: Патриот. – 1990. – 541 с.
  12. А.К. Югов Ратоборцы: Эпопея в 2 кн. / Алексей Югов. – М.: Патриот. – 1990. – 541 с.
  13. Там же.
  14. Там же.
  15. М. Н. Тихомиров Древняя Русь. – М.: Наука. – 1975. – 429 с.
  16. Б.Л. Васильев Александр Невский / Борис Васильев. – М.: Вагриус. – 2006. – 447 с.
  17. Там же.
  18. Б.Л. Васильев Александр Невский / Борис Васильев. – М.: Вагриус. – 2006. – 447 с.

Комментарии

Добавить комментарий