Образ Александра Невского в отечественной культуре

Автор статьи:

Чекунов Георгий, студент 2-го курса факультета истории и филологии ТИ им. А. П. Чехова

* все мультимедийные источники (изображения, видеофрагменты и т.д.) взяты из открытых источников

Цель данной работы заключается в определении сложившихся в отечественной культуре традиций почитания благоверного князя Александра Невского путем проведения комплексного исследования источников по историографии, иконографии и кинематографа. Практическая часть работы заключается в определении роли личности Александра Невского в общественном сознании россиян посредством изучения и анализа культурно-исторических источников

Введение

Сегодня, в преддверии празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского, нам — его потомкам необходимо осознать значимость главного подвига благоверного князя, что был совершен им во имя будущего России.

В наше время, как никогда, актуален вклад русского святого в создание «культурного кода» нации и страны. Несмотря на многочисленные попытки пересмотреть и переписать историю, все же удается сохранить нетленными общенациональные ценности – духовность, единство, жертвенность, великодушие и верность традициям.

Понимая ответственность перед выдающейся исторической личностью, мы прибегнем к таким методам исследования как комплексный анализ, рассматривая области «историография», «иконография», «фильмография», и проведя контент-анализ интернет-источников. Исследуя литературные источники и источники историографии, используем методы анализа и цитирования авторов. Без ретроспективного анализа источников от наших дней до средневековья, что свидетельствуют о жизни и изучают деятельность князя Александра Ярославича, нельзя выделить ключевых этапов в истории почитания великого князя.

Образ Невского в литературе

Самое первое знаковое произведение, в котором раскрывается образ Александра Невского в русской литературе, — его житие. Предположительно оно было написано в конце XIII столетия, вскоре после смерти князя. Написал «Повесть о житии Александра Невского» его современник, который, скорее всего, был знаком с ним лично. В этом произведении рассказывается о двух важных победах, которые одержала армия Невского. Одна — на Неве, в сражении против шведов, вторая — над немцами на Чудском озере. По большому счету, «Повесть о житии Александра Невского» — это лирическая баллада, рассказывающая о военных подвигах главного героя.

Первая светская биография великого русского князя появилась в XVIII веке. В 1732 ее создал историк Миллер. Его книга называлась «Жизнь святого Александра Невского». Биография Миллера вышла в Петербурге на немецком языке.

Во времена СССР интерес к этой фигуре не пропал. Например, в 1952 году он стал персонажем повести Василия Яна «Юность полководца». В ней писатель рассказывал о роли великого русского князя в обороне Руси против шведов и Тевтонского ордена. Подробно описаны события, которые происходили в 40-х годах XIII столетия.

Еще одной важной книгой об Александре Невском является эпопея «Ратоборцы», автором которой стал Алексей Югов. Он ее писал с 1944 по 1948 годы. В ней великий князь Александр Невский показан одним из главных защитников Руси вместе с князем Галицким. У Югова Невский предстает перед читателем расчетливым дипломатом, а также дальновидным и опытным политиком, а не только отважным военачальником. В этом романе Невский близок к народу. Это стало следствием идеализации его образа, а также всей эпохи.

По мнению многих причастных, князь часто изображался удалым молодцем, который решает все проблемы и трудности внезапной атакой и одерживает славные победы. В действительности битвы Александра Невского проходили не так легко и просто. А такое изображение князя слишком далеко от исторической правды. Давая истинную характеристику Александра Невского, сохранившуюся по историческим документам, стоит отметить, что это был человек, умевший сочетать смелость полководца с расчетом осторожного политика. Только симбиоз двух этих качеств позволял ему брать верх над неприятелем.

Иконография   

Народная память о славных деяниях князя жила со дня его кончины, но религиозное поклонение последовало за обретением честных мощей в 1380 году. Официально же канонизирован он был лишь полтора века спустя, в царствование Ивана Грозного.

Иконы, написанные в ранний период, являют его зрителю в монашеском облачении, делая, тем самым акцент на иночестве, принятом им в самом конце жизни. В них звучит прежде всего духовная составляющая его подвига. Однако есть одна икона, написанная на сто лет ранее этих событий – «Битва новгородцев с суздальцами», на которой уже с нимбом святости вокруг головы представлен князь Александр Невский. Иконы, подобные этой, созданные прежде официального акта канонизации, не считались легитимными, и в наши дни представляют большую редкость.

Одним из выдающихся произведений древнерусской живописи является житийный образ святого Александра Невского, который находится в Москве, в знаменитом храме Василия Блаженного. На нём князь представлен в облике схимника, стоящего в полный рост, в благословляющем жесте воздевшего руку.

Кардинальным образом изменилась трактовка иконописного образа Александра Невского в период правления Петра I. Царь-реформатор считал себя продолжателем его борьбы со всеми проявлениями иноземной экспансии. Как знак глубокого почитания своего прославленного предшественника, он основал в 1710 году в Петербурге Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, получивший впоследствии статус лавры.

Сюда доставили из Владимира святые мощи князя. Вместе с этим особым постановлением Синода повелевалось впредь изображать его на иконах в воинском облачении, с оружием и в царской мантии с горностаевой подбивкой. Таким образом, акцент переносился с духовных подвигов на военные доблести, которыми прославился Александр Невский. Иконы с той поры представляли его уже не смиренным иноком, а грозным воином, защитником отечества.

Образ Александра Невского в изобразительном искусстве

Образ Александра Невского в искусстве встречается повсеместно, и в живописи ему уделено немало внимания. Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.

Первое появление в русской живописи запечатлено в виде миниатюры о Ледовом побоище в летописи. Внимание великому князю уделил и известный художник Николай Рерих, написав несколько картин, Васнецов, Корин и Моллер, а также Серов со своей известной картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища». Большинство художников изображали Невского во время войн и сражений, показывали его сильным и смелым полководцем, под чьим командованием была выиграна не одна битва.

Кинематограф

В истории кинематографа первой съемкой, вопреки популярному мнению, является не нашумевшая работа С. Эйзенштейна, а «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского», отснятая в 1922 г. и демонстрируемая с 1923 г. большевиками в рамках яростной антирелигиозной кампании.

Идеологический поворот, что произошел в советской России в середине 1930-х и объявил советский патриотизм новой пропагандистской доктриной, позволил «реабилитировать» имя Александра Невского в 1937 году. С этого времени он становится выдающимся деятелем истории СССР. Важную роль в этом сыграл фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938г.) .

В политической обстановке и отношениях с довоенной Германией этот фильм скорее был предупреждением и напоминанием страниц и фактов истории. С момента начала Великой Отечественной войны фильм получил всенародную популярность, а его создатели удостоились государственной награды. Исследователи отмечают, что и сегодня классический фильм Сергея Эйзенштейна формирует представление россиян о благоверном князе, как о непобедимом полководце.

Режиссер, объясняя образ Н.Черкасову, артисту, исполняющему главную роль, говорил:

«Огонь, сдерживаемый мудростью, синтез, слияние того и другого – это основное в характере Александра. Вот задача актера!» .

Кроме того, в 1992 г. был снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего». Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летней годовщине Ледового побоища.

В 2009 г. совместными силами российской, канадской и японской студий снят анимационный фильм «Первый отряд», где Ледовое побоище играет ключевую роль в завязке сюжета. А за год до этого в прокат вышел художественный фильм «Александр. Невская битва» (Реж. Игорь Каленов; 2008) – картина, действия которой описывают события 1239-1240 гг. Это время приходится на начало правления князя, а фильм, по словам режиссера:

«Не плакат и не эпос, а история о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика».

Музыка

В 1938 году началась совместная работа режиссера Сергей Эйзенштейна и композитора Прокофьева. Главной задачей музыканта было создать музыку на отснятый сюжет по своим представлениям и мнению. Через музыку композитору удалось передать образ героя, сражавшегося в жестоких боях, все это сочеталось с изобразительно-живописными эпизодами и песенно-хоровыми сценами. Воплощение образа Александра Невского очень ярко прозвучало в произведении Сергея Прокофьева, чья музыка была написана на слова поэта Луговского. Выразилось оно в таком произведении, как кантата «Александр Невский», состоящая из семи частей. Каждая часть предназначена для разных исполнителей: солиста, хора или оркестра в зависимости от части: «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Крестоносцы во Пскове» и т. д. 

Александр Невский — образ истинно русского человека из глубины минувших веков, обладавший чертами настоящего национального героя. Ему были благодарны не только потомки, но и люди, живущие в современности, многие прославленные творцы восхваляли его образ в искусстве.

Таким образом, и в кинематографе образ Александра Невского предстает как многогранная и гениальная личность. Тем не менее, персонажи большинства художественных картин транслируют образ более полководца, философа и политика, чем православного святого. Винить кинематограф в однобокости не наша задача. Деятели кино отражают в своих работах запросы общества.

Выводы

Таким образом, рассмотрев влияние образа Александра Ярославича на разные отрасли культуры, можно отметить, что его имя связано прежде всего с защитой интересов народа. В любом из представленных памятников культуры Александр Невский предстает, как борец с иноземными захватчиками и защитник православной веры. Его пример вдохновлял правителей, его деяния поднимали потомков на борьбу под Полтавой и оборону Сталинграда. Образ Невского в нашей культуре, как символ готовности встать на защиту Родины, пусть даже пребывая в меньшинстве, ведь «не в силе Бог, а в правде».

От всей нашей команды мы благодарим автора за сотрудничество и желаем ему успехов в реализации его дальнейших планов и задумок!

Список источников и литературы

  1. «Об иконописных изображениях Александра Невского. Почему святой Александр Невский в горностаевой мантии?». Дмитрий Трофимов. Сайт: Foma.ru. https://foma.ru/pochemu-svyatoy-aleksandr-nevskiy-v-gornostaevoy-mantii.html (дата обращения 25.09.2020г.)
  2. Вернадский, Г.В. Два подвига Александра Невского // «Не в силе Бог, но в правде». Святой Благоверный князь Александр Невский. М., 2007. С.214.
  3. Вся статистика интернета на 2019 год в мире и в России. Сайт: Web-canape. https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения 24.09.2020г.)
  4. Герасимов, Ю. К., Скверчинская Ж. Г. Черкасов. М.: Молодая гвардия, 1977. «Вставайте, люди русские!..»
  5. Данилевский, И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. С. 228
  6. Долгов, В. Сквозь тусклое стекло // Родина. 2003. № 12. С. 86
  7. Имя России – Александр Невский! Сайт: ПРАВМИР.РУ. https://www.pravmir.ru/imya-rossii-aleksandr-nevskij/ (дата обращения 24.09.2020г.)
  8. Интернет-источники.
  9. Карамзин, Н.М. История государства Российского. Сайт: azbuka.ru. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamzin/istorija-gosudarstva-rossijskogo/4_2 (дата обращения 22.09.2020г.)
  10.  Наталья Сиривля. Искусство кино 1993 год, № 11. Сайт: Kino-teatr. https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/8289/annot/ (дата обращения 25.09.2020г.)
  11. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. (Т.3.Гл.3). Регинская, Н.В., Цветков, С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ». С. 181., С. 254.
  12. Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? // Родина. 2003. № 12. С. 91–93.

Комментарии

Добавить комментарий